Поделиться с друзьями
8 марта 2021
264
В Тутаеве, на территории опережающего развития, ждет спуска на воду катер, не имеющий аналогов в ярославском судостроении. Корпус его монолитен и целиком сделан из… полиэтилена.
В результате исследований потребительского рынка было решено заняться производством маломерных судов из полиэтилена низкого давления. Ниша эта довольно обширна, но предложение только набирает силу.
– Компания планирует активное продвижение этой продукции на экспорт. В помощь готовы предложить для этого различные инструменты, предусмотренные национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», – отметил заместитель председателя правительства области Максим Авдеев. – Выпускать катера будут в том числе и на территории опережающего развития «Тутаев».
судно из полиэтилена 2.jpg
Первая ласточка
Здесь, естественно, не может не возникнуть вопрос: как из этого материала, который больше всего ассоциируется с пакетами и пленками для парников, можно соорудить что-то большее, нежели детские игрушки?
– Конечно, сверхбыстроходную лодку из полиэтилена не сварить, – уточнил директор предприятия. – Поскольку он тяжелее карбона и алюминия. Но далеко не всегда потребителю нужна скорость. Когда в приоритет выходит надежность, полиэтилен становится очень конкурентоспособным материалом. Прежде всего он абсолютно инертен химически и биологически. То есть не обрастает ракушками, не подвержен воздействию микроорганизмов, не ржавеет, не гниет. Кроме того, он обладает положительной плавучестью, но, в отличие от дерева, не нуждается в покраске и защите от действия воды. Это позволяет нам использовать материал практически любой толщины, в зависимости от пожеланий заказчика по прочности будущего судна без ущерба для его грузоподъемности. Единственное требование – защита полиэтилена от ультрафиолета, но даже в этом случае он получается дешевле, чем другие материалы, используемые в судостроении.
Первый заказ на подобное судно пришел от ГУ МЧС России по Ярославской области. И это совершенно понятно – здесь надежность важнее всех остальных параметров. Спасатели редко работают в идеальных условиях. Чаще им приходится проводить спасательные операции ранней весной или поздней осенью. Для судна из полиэтилена совершенно не страшны льдины, топляки и прочие «подарки», на которые наши водоемы так богаты во время половодья. И не зря спасатели до сих пор предпочитали суда на воздушной подушке, которые находятся в воде только при швартовке, а работают «с воздуха». Вот только эксплуатация таких судов – дело недешевое.
«Полиэтиленовый» катер представляет здесь весьма неплохую альтернативу. На нем спасатели не станут спасаемыми, даже если на полном ходу въедут в серьезное препятствие.
– Сегодня, когда монтаж корпуса судна практически закончен, мы больше внимания уделяем пассивной безопасности экипажа и пассажиров, – отметил руководитель технического департамента компании Алексей Баранов. – В том, что его корпус непробиваем в принципе ни одним из препятствий, с которым он может столкнуться в наших водах, мы уверены. Но само сотрясение судна, движущегося на максимальной скорости, становится опасным для находящихся внутри членов экипажа и спасаемых. Поэтому оно оснащается специальными креслами, ведутся работы по подбору внутренней обшивки, просчитывается эргономика внутреннего интерьера.
Нужно отметить, что катер в полной комплектации будет весить до трех с половиной тонн. Вместимость – до шести человек. Максимальная скорость, кстати, тоже «не детская» – 35 узлов, что в переводе на сухопутные единицы составляет почти 65 километров в час. Обеспечивается этот запас хода двумя подвесными шведскими дизелями. А в принципе на такие суда может ставиться и стационарный двигатель. Правда, во всей красе перед заказчиком катер пока еще не предстал – часть внутреннего убранства, иллюминаторы и вся хитрая начинка вроде эхолотов и приборов ночного видения находится еще только в стадии монтажа.
– Для производства такого катера необходим фрезер ЧПУ и несколько сварочных экструдеров, – пояснил Алексей Баранов. – Бригада в составе 5-6 человек управляется с монтажом корпуса за один-два месяца. Срок зависит от сложности заказа, но с выходом на более или менее серийное производство он может быть и уменьшен. Сегодня пока сложно говорить о количестве рабочих мест, которое мы сможем создать, поскольку еще не вполне понятно, каков будет спрос. Но сама по себе технология находится на подъеме и крайне востребована не только в России, но и за рубежом.
Не пакетами едиными
В принципе достаточно просто посмотреть на переборки нового катера и потрогать их руками, чтобы развеялась большая часть сомнений касательно состоятельности полиэтилена низкого давления в качестве материала для маломерных судов. Даже поцарапать его чем-то металлическим – дело весьма затруднительное.
Попытки сломать любую деталь вообще обречены. Алексей Баранов рассказал, что во время испытаний два листа полиэтилена, сваренных между собой, выдержали нагрузку на разрыв в 7 тонн!
А на изгиб и скручивание его даже испытывать бесполезно: он может при определенных условиях утратить часть прочностных характеристик, но полностью не развалится. То есть худо-бедно, а такой катер до швартовки доберется.
Впрочем, конструкция корпусов просчитывается таким образом, чтобы усилить их именно в тех местах, где вероятность таких деформаций наиболее велика.
Именно поэтому, изучая корпус будущего «спасателя», приходишь в состояние некоторого недоумения. С одной стороны, реальный корабль, с другой – ни привычных заклепок, ни болтов, ни даже заметного следа сварочных работ. Он производит такое впечатление, словно его выточили из одного цельного куска пластика.
Конечно, у этого материала имеется своя специфика. К примеру, для создания катеров и лодок используется только первичный полиэтилен – восстановленный не годится. Но зато и утилизируется такой корпус полностью – полученные из него полиэтиленовые гранулы применяют для создания строительных конструкций, ремонта дорог, в легкой промышленности.
Еще такой корабль нельзя красить – это «оборотная сторона» того самого качества полиэтилена, который позволяет ему оставаться чистым даже в условиях максимальной биологической нагрузки, но… имеет ли это смысл? Полиэтилену, из которого делаются суда, можно придать любой оттенок, но главное назначение ярославских полиэтиленовых катеров – работа. Тут строгая «родная» черно-белая гамма, скорее всего, наиболее уместна.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль